08.03.2024
Спасти дорогой всем нам МХАТ
Автор: От лица многочисленных неравнодушных поклонников МХАТ им. М. Горького: СОРОКИН П.Н. (инженер), МАМАЕВА О.А. (учитель), СКВОРЦОВА С.П. (домохозяйка), ИНИН Е.С. (студент), ХОХЛОВА В.В. (пенсионерка), |ДЕДОВ Д.И. (программист), ЯКОВЛЕВА О.Н. (художник).

Здравствуйте, уважаемая редакция «Правды»!

Поводом обратиться к вам послужили недавние статьи (за которые — огромное спасибо!) замечательных, высокопрофессиональных, искренне радеющих за правду, всегда на боевом посту В. С. Кожемяко и Г. А. Орехановой о драматических событиях, разворачивающихся во МХАТ им. М. Горького.

А ещё сподвиг нас к письму приближающийся День театра. Театра, который мы любим беззаветно, лишь бы он был подлинным, в наивысшем смысле этого слова.

Именно таким до трагического 4 декабря 2018 года, когда обманом и предательством великая актриса современности Т. В. Доронина была беспардонно, грубо, подло и гадко отстранена от руководства театром, был МХАТ им. М. Горького. Да, был. Теперь — не то. Рейдерский захват театра зондеркомандой под водительством Э. Боякова безжалостно сломал, разрушил, надругался над тем, что бережно, профессионально, по крупицам собирала, восстанавливала, приумножала Доронина. Были сняты спектакли, уволены актёры, уничтожены цеха, декорации… Театр превратился в проходной двор.

Но люди не сдавались. И в театре, и силами верных зрителей велась тяжёлая изнурительная борьба за спасение национального достояния. Много сделала «Правда».

И вот, казалось, борьба увенчалась успехом. Минкульт внял-таки народу, его борьбе и протесту против засилья непрофессионализма и пошлости. Бояков с позором был выдворен из театра. Пришёл на пост генерального директора энергичный, профессиональный, настроенный на созидание, незамедлительно восстановивший доброе имя Т. В. Дорониной новый руководитель — В. А. Кехман, известный своими успехами в театрах Новосибирска и Петербурга. Появились надежды на возрождение и развитие МХАТ.

Поначалу так и было. Наладились контакты с президентом театра Т. В. Дорониной, для которой новым руководством было сделано очень много добрых дел, прошёл масштабный впечатляющий ремонт, позволивший полнее раскрыть потенциал грандиозного здания театра на Тверском бульваре: оно заиграло новыми, свежими, привлекательными красками.

Но, к сожалению, было допущено и несколько промахов. На обновлённом после ремонта занавесе (безусловно, роскошном) исчезла Чайка — символ, ангел-хранитель МХАТа, водружённая на занавес самими отцами-основателями театра Станиславским и Немировичем-Данченко в честь великого автора — Чехова и воплощённая гениальным архитектором Шехтелем.

А ведь как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. И без Чайки, без её распростёртых над театром крыльев, оберегавших его, МХАТ начал сдавать.

Как говорится, кадры решают всё. Если кадры хорошие, то они решают все вопросы. Ну, а если не хорошие — то не решают. Вновь набранные в театр люди профессионально не соответствовали его уровню, истории, заслугам, статусу академического коллектива. Начались проблемы с сайтом театра, с продвижением спектаклей, с рекламой, со связями с общественностью, с реализацией билетов.

Но главный промах — это назначение главным режиссёром Г. А. Полищук (кстати, доставшейся театру по наследству от Боякова, его креатура). Очень хотелось верить, что она осознает величайшую ответственность — быть главрежем Самого МХАТа, сохранит традиции, приумножит их, проведёт обновление репертуара бережно, уважительно, созидательно. Всего этого, к сожалению, не произошло.

Стали отрицаться незыблемые принципы русского классического репертуарного реалистического театра. Стала насаждаться чуждая МХАТ и русскому национальному характеру эстетика — прозападная, холодная, не основанная на любви, жертвенности и сострадании. Поставленные Полищук спектакли грешили схоластикой, однообразным набором штампов, уже весьма устаревших и набивших оскомину, заигрыванием с низменными интересами публики, холодным, безразличным отношением к героям. В них не чувствовалась жизнь человеческого духа.

Так, спектакль «Нежданно-негаданно» по В. Распутину извратил изначальный высокий посыл автора и превратился в пасквиль на русский народ. Широко разрекламированные «Женщины Есенина» принизили роль великого русского поэта до пошлого героя-любовника. Главный в этом спектакле не Сергей Есенин, а его, простите, бабы. На эту «клубничку» и предполагалось ловить зрителя. А чтоб действовать наверняка, в театр пригласили «медийных», совершенно не мхатовских по духу, актрис. И это тогда, когда первоклассных, воспитанных Дорониной актрис в театре достаточно.

Последний (по времени и, надеемся, по факту) опус Полищук — спектакль «Над не». Якобы по мотивам пьесы «На дне» М. Горького. На самом деле от Горького там осталось совсем мало, а точнее — почти ничего. Зачем было так препарировать великий текст великого писателя? Только лишь для того, чтобы на его фоне, прикрываясь его афоризмами, предъявить свои «постдраматические» наработки, где нет места актёрской игре, где форма превалирует над содержанием, где нет сердца, а вместо него — натужное «самовыражение» режиссёра. В таком случае лучше бы просто взять новую пьесу и над ней надругаться. Не жалко. А классика-то нужно оставить в покое!

И уж совсем непотребным выглядело то, что гражданка Полищук сотворила у себя на странице в интернете. В рекламе этого спектакля она написала сакральное для большинства поклонников театра слово МХАТ на трупе, накрытом простынёй и с номерочком на ноге. Похоронила, короче. По сути — убила. Без сожаления. Хихикая. Ужасно это!

И, знаете, вспомнилось многое. Вспомнилось, что родилась и выросла она в Прибалтике, пропиталась там насквозь «европейскими ценностями» и русофобией. В ГИТИСе училась у Б. Юхананова — приверженца «магических практик», туманных формулировок, неясности и отсутствия сюжета, апологета «постдрамы» и отрицателя классики. И вот с этаким багажом она прибыла в столицу!

И ей доверили МХАТ…

Стоит обратиться к учредителю театра — к министерству культуры РФ, по определению должному блюсти государственные интересы. Ведь МХАТ — народное достояние. Его надо охранять. Но, может быть, руководство театра без указки сверху в состоянии понять, кто есть кто, и само может решить этот, по существу, всего лишь кадровый вопрос. Очень на это надеемся!

Страна у нас огромная. В ней полно подлинных талантов, в том числе воистину соответствующих феномену, масштабу и задачам Московского Художественного академического театра имени М. Горького. Свято место пусто не бывает. А тень… Тень пусть знает своё место.

Поделиться в соцсетях:
Made on
Tilda